Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования.
Министерство просвещения РФ приоритетной задачей видит повышение качества образования в ходе внедрения ФГОС и формирования функциональной грамотности учащихся с учетом перспективных направлений развития отечественных и международных исследований.
В этой связи, в рамках реализации национального проекта «Образование», Минпросвещения России реализуется комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.
БАНК ДОКУМЕНТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
- Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219от 06.05.2019"Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.09.2021 № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28.09.2023 № 03-1553 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 сентября 2021 года №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год»
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»
- Приказ министерства образования Саратовской области от 25 июля 2022 года № 1122 «Об утверждении региональной Концепции управления качеством образования в Саратовской области»
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 08 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год»
- Приказ министерства образования Саратовской области от 19.09.2023 № 1641 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год"
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Приказ Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций Петровского муниципального района на 2022/2023 учебный год
- Нормативно-правовые акты регламентирующие данную деятельность размещены на сайте управления образования администрации Петровского муниципального района - https://petrovsk64.ru/sub-org/upr-obr/munitsipalnaya-..
ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Приказ об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся школы, на 2023-2024уч.г
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «ООШ с.Т.Пакаевка», на 2023/2024 учебный год
Информационные ресурсы
ИНФОРМПлан мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «СОШ № 1 г. Петрповска», на 2022/2023 учебный годАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности
- Видео-ролик Академии просвещения "Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности"
- Видео-ролик Академии просвещения "Общие подходы к формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся"
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
- формирование банка заданий;
- формирование проектов тренировочных работ;
- прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
- проверку развернутых ответов экспертами;
- накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ).
В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru
- Руководство пользователя для получения доступа к банку заданий
- Подробная инструкция по работе с системой
Иные ресурсы и полезные ссылки по формированию и оценке функциональной грамотности
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) // fipi.ru
- Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки // ГК "Просвещение"PISA
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач // center-imc.ru
- Открытые задания PISA
- Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
- Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы
- Оценка читательской грамотности выпускников начальной школы
- Тесты для оценки уровня финансовой грамотности
Информационно-методическое сопровождение
- Семинары по функциональной грамотности // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
- Просвещение. Поддержка // Учитель.Club
- Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. Глобальные компетенции // Минпросвещения России, ИСРО РАО
- Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации // БФ Сбербанка Вклад в будущее
- Методические рекомендации для учителей и родителей // БФ Сбербанка Вклад в будущее
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов // Самара: СИПКРО
Памятки и пособия для учащихся и родителей
- Естественно-научная грамотность
- Что значит быть грамотным в XXI веке
- Что нужно знать о функциональной грамотности родителям
- Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей
- Профилактика буллинга в детском коллективе
- Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других